Конец XIX века - это время становления  положения женщины в обществе, как зависимого существа (Так, к мужу приложение, не более). Как известно, начиная с 50-х годов развитие Англии пошло в гору, количество богатых людей и людей с хорошим достатком увеличилось, что повлекло за собой укрепление и численное увеличение среднего класса. Именно в 50-х годах завершилась "моральная революция", (английская нация стала куда менее жестокой, чем была раньше, превратившись, наоборот, в одну из самых сдержанных и даже спокойных). Эти события и повлекли за собой частичное изменение социального положения женщины.

"С ростом благосостояния многие женщины среднего класса, чьи матери и бабушки, помогая своим мужьям, принимали активное участие в семейном бизнесе, были «удалены» в загородные дома. Здесь их жизнь была ограничена приватной сферой, а их деятельность была направлена на воспитание детей и ведение домашнего хозяйства."

Можно сказать, что причиной становления женщины, как "генерала домашнего очага" (Данный термин появился в 1861 году в книге Изабеллы Битон «Mrs Beeton's Book of Household Management») послужила парламентская реформа 1832 года, поставившая жирную точку в плане положения женщины в обществе.

"Впервые в английской истории в законодательном акте появился термин «male person», использование которого позволило парламентариям лишить женщину возможности участия в выборах, мотивируя это тем, что граждане, чьи интересы являются частью интересов других граждан (male persons), должны быть лишены политических прав. В категории таких граждан оказались дети, а также женщины, чьи убеждения всегда должны были соответствовать убеждениям их отцов или мужей."

Подобная формулировка ставила женщину в положение зависимое не только юридически и экономически, но еще и политически, одним словом, превращало её в существо фактически бесправное в сравнении с мужчиной. Основной целью женщины, девушки было замужество. Замужняя женщина стояла на ступеньку выше незамужней, что, однако, свободы ей не добавляло. Женщина не имела право на собственный доход, все её средства считались средствами мужа, по закону она должна была во всем ему подчиняться. Женщины викторианской эпохи жили по принципу "Желание супруга - закон". Однако и в подобном "зависимом" положении были и свои плюсы. К примеру, женщина, жена, не могла украсть (Считалась, что она ворует по науськиванию мужа), не могла быть обвинена в том, что обокрала собственного мужа (Т.к. по закону они являлись одним лицом). Разводы в те времена существовали, однако были крайне редки, особенно со стороны женщин, т.к. весь их доход оставался при бывшем супруге даже после развода, так же, как и право на воспитание детей.

"Чтобы добиться уважения, успеха и комфорта для всей семьи, женщина должна вести дела благоразумно и основательно. Хозяйка в доме должна уметь организовывать слуг, поручать им задания, контролировать их – что не является простой задачей. Она должна устраивать званые обеды и вечера, чтобы поддерживать престиж своего мужа, а также приглашать в дом новых людей для возможных экономически выгодных соглашений. В то же время она должна быть уверена, что отводит достаточно времени детям, а также занимается собственным самообразованием и улучшает свои способности и знания (одной рукой помешивать суп на кухне, другой штопать детям носки, третьей, видимо, перелистывать страницы книги)."

Также на женщину падала обязанность "расточать доброту", способствовать через благотворительную деятельность сокращению разрыва между «двумя нациями» богатых и бедных считалось почти исключительно женской миссией. На её плечи полностью ложилась забота о поместье и слугах. Дети также были основной "задачей" женщины: родить, вырастить, воспитать. Хотя зачастую связь между ребенком и матерью была прочнее, нежели между ребенком и отцом, публичная демонстрация нежных чувств к младенцам и детям считалась неприличной. Викторианская мать редко сама вскармливала своего ребёнка – для этой плебейской нужды нанимались кормилицы из простонародья. Женщина не имела права появляться на балах и званых ужинах без мужа, так же, как и танцевать с кем-то, кроме него.

"Разумеется, образование женщины сильно отличалось от образования мужчины. Женщина должна была знать лишь необходимые вещи для того, чтобы вести дом и растить детей. Обычно женщины изучали такие предметы как история, география и литература, иногда – латынь и древнегреческий. Над женщинами, которых интересовала физика, химия и биология, просто смеялись.
Путь в университеты был закрыт для женщин. Считалось, что обучение противоречит их природе, от этого они только больше болею и вообще сходят с ума."

Никто не спорит, что пасти коров на лугу – здоровее, чем часами сидеть в Интернете и писать дурацкие статьи. (XD) В обязательные знания женщины также должны были входит французский язык, считавшийся тогда языком истинных аристократов, плюс ко всем женщина должна была уметь играть на пианино и петь, и это не зависело от присутствия слуха и голоса. Также существовали книги, которые женщинам читать было особенно неприлично, в частности - романы с долей эротики.

"Женщина всегда должна была быть опрятной и чистой. Ее тело рассматривалось как эдакий оплот чистоты и непорочности."

Женщины не имели права пользоваться никакой косметикой и даже украшениями (исключения составляли заколки для волос и крестики, которые как таковыми украшениями не считались), а также носить одежду, которая бы показывала кожу (могли бы - по глаза в простыню завернули!), а уж о том, чтобы показывать чулки или белье и речи быть не могло. Некоторые считали, что такое драконовские правила были распространены из-за того, что тело женщины рассматривалось как собственность ее мужа, а значит, женщины не могла показывать свои тела другим мужчинам. С другой стороны, это же правило касалось и мужчин – им тоже не полагалось пользоваться косметикой и украшениями, а также носить открытую одежду. Так что можно говорить, что викторианская мораль коснулась не только женщин, но и мужчин, хоть и в куда меньшей степени.

NC-17

Свернутый текст

"В стране были широко распространены сексуально-этические ограничения, развилась двойная мораль. Установка - благовоспитанные дамы не шевелятся - предлагала "женщинам из общества" отдаваться пассивно, обездвиженно, без эмоций, вплоть до сокрытия оргастического переживания и уж без каких бы то ни было чувственных порывов (в постели, как в великосветском ритуале). Это было связано с толкованием христианской морали, нормы которой, как известно, осуждают любые сексуальные проявления, не связанные с продолжением рода."

Одним словом, даже в постели женщине нельзя было проявлять инициативу, более того - двигаться! Но, несмотря на это, в Англии не была запрещена проституция. И хотя на женщину, продававшую свое тело, смотрели косо и вообще за человека не считали, мужчина, занимавшийся сексом с девушкой легкого поведения, был явлением абсолютно нормальным. Плюс к этому так мило ходить налево могли только мужчины, замужние же женщины подобного права не имели. Если же муж заподозрил свою жену в чем-то аморальном, он в полном праве был выгнать её из дома, и это была наиболее частая причина разводов. Таким образом, женщина не могла заниматься сексом с кем-либо, кроме своего мужа, на мужчин же этот запрет не распространялся. Считалось совершенно естественным, если он захочет другую женщину, это даже не являлось должной причиной для развода (и правда, мелочи какие – тогда бы все были давно разведены:) ) Женщины же так вести себя не могли. Самым главным и ценным для них была их репутация, и ее было так легко потерять, стоило лишь распространиться слухам о том, что она падшая женщина!
Происходившее в супружеских спальнях обязательно драпировалось большим количеством ткани, должно было совершаться в полной темноте, в молчании и при старательно изображаемом равнодушии к происходящему. Какие-либо предварительные разъяснения для неопытных юных особ считались недопустимыми. Это часто приводило к печальным последствиям, вроде попыток самоубийства после первой брачной ночи.

Положение женщины в обществе, как существа зависимого и почти что бесправного, сохранялась примерно до конца викторианской эпохи, и первым толчком к изменению подобного порядка стала работа Дж.С. Милля «Подчинение женщин» («The Subjection of Women»), автор которой предпринимает попытку аргументированно доказать несостоятельность и ошибочность прочно обосновавшегося в сознании викторианцев принципа, регулирующего социальные отношения двух полов: узаконенное подчинение одного пола другому. Увы, хоть работа автора и становится популярной, ничего не меняется еще на протяжении 30-35 лет.

Источник: клик

Отредактировано Eva Sandler (2010-12-10 20:28:07)